Собрать анамнез, назначить обследование и поставить диагноз научит «Виртуальный пациент»

15.11.2022

Студенты Амурской государственной медицинской академии учатся общаться с пациентами при помощи специальной компьютерной программы. Она называется «Виртуальный пациент» и помогает выработать правильнаую последовательность разговора с пациентом, структуру опроса и осмотра, а также методику сбора анамнеза. Заниматься с программой студенты начинают с 4 курса обучения.

«Программу мы используем в обучении студентов уже несколько лет. Но прогресс не стоит на месте, у программы появляются новые аналоги, и сейчас мы приобрели уже вторую версию «Виртуального пациента». Программы различаются по наполнению, в них заложены разные клинические сценарии, а также есть отличия в визуальной составляющей и во взаимодействии пользователя с программой», - рассказывает руководитель аккредитационно-симуляционного центра, заведующий кафедрой анестезиологии, реанимации, интенсивной терапии и скорой медицинской помощи академии Сергей Ходус.
 
В программу заложены сценарии пациентов с различными патологиями. Обучающийся должен опросить пациента, выяснить, что его беспокоит и какие у него есть жалобы. Далее студент переходит к визуальному осмотру пациента. Также у него есть возможность послушать дыхание. При этом программа воспроизведет звук, и студент будет сразу знать, как звучит дыхание у людей с различными диагнозами. До появления подобных программ узнать это можно было только из теоретических описаний в книгах, либо на примере реальных пациентов. Из-за этого студенты зачастую не могли понять на практике, что они должны услышать при осмотре пациентов с редкими заболеваниями, поскольку на момент обучения таких пациентов в стационаре могло просто не быть.

После проведения осмотра, виртуальному пациенту на основании предполагаемого диагноза можно назначить различные анализы, снимки и прочие исследования. Программа предлагает студенту огромный спектр вариантов, из которых он, на основании проведенного осмотра, должен выбрать те, которые действительно необходимо провести в данном конкретном случае.

В итоге студент должен поставить виртуальному пациенту диагноз. После завершения сценария программа сообщает верный диагноз пациента, а также указывает на все ошибки, которые были допущены при проведении осмотра и назначении дополнительных исследований.

Кроме того, в программе есть встроенный справочник, в котором подробно описаны симптомы и патогенез множества различных заболеваний. Благодаря этому студент при необходимости может сразу же восполнить свои знания на основании выявленных программой ошибок, либо просто в случае возникновения каких-то сомнений.

«Применение в обучении подобных программ очень важно для поликлинического звена. Государство сейчас делает все возможное для того, чтобы 80% первичной медико-санитарной помощи оказывалось именно в поликлиниках и фельдшерско-акушерских пунктах. Достичь этих показателей планируется уже к 2030 году. И подобные программы очень важны именно для обучения врачей, которые будут работать в сельских поликлиниках и ФАПах. Они буквально в разы уменьшают время, необходимое для подготовки грамотных специалистов, умеющих быстро поставить пациенту верный диагноз», - говорит проректор по стратегическому развитию и цифровой трансформации академии Елена Борзенко.
 
В дальнейшем в Симуляционном центре  планируют совершенствовать работу с виртуальным пациентом, совмещая работу в программе и манипуляции с имеющимися в центре роботами и другим оборудованием. Это добавит в процесс обучения еще больше реализма и позволит максимально подготовить будущих врачей к работе с настоящими пациентами.