Симуляционные тренинги позволяют отточить навыки и оптимизировать работу

25.04.2024

Одной из важных тем, которую обсуждают на VI Всероссийском форуме «Наука и практика в медицине» стали симуляционные тренинги, которые проводят медицинские вузы в своих симуляционых или выездные тренинги IN SITU, когда с полным набором роботов и оборудования команда вуза выезжает в медицинское учреждение.

Сергей Ходус, заведующий кафедрой анестезиологии, реанимации, интенсивной терапии и скорой медицинской помощи Амурской ГМА :

«Мы давно проводим тренинги IN SITU. Их смысл в том, чтобы доктора без отрыва производства в реальном окружении в своих клиниках отработали навыки. И мы не просто тренируем врачей, а выявляем проблему при конкретной какой-то ситуации. Например, остановка сердца у пациента в приемном покое. Нам важно, как сработает не только один врач, а вся бригада, вся больница , включая забор анализов, транспортировку, интенсивную терапию, маршрутизацию, передачу информации… Такие тренинги мы часто проводим в стоматологических частных клиниках и недавно впервые проведи большой тренинг в Амурской областной клинической больнице. Выявили проблемы, которые потом обсудили со всеми участниками тренинга, с руководством больницы».

Ирина Долгина, начальник Федерального аккредитационного центра, доцент кафедры анестезиологии, реаниматологии и интенсивной терапии института непрерывного образования Курской государственной медицинской академии:

«Когда начиналось симуляционное обучение, все это воспринималось немножко несерьезно. Вместо того, чтобы учить студентов у постели больного, вы тренируете их на силиконовых куклах», - говорили нам тогда . Но в том –то и дело, что робот-тренажер – это не кукла, а в хороших тренингах это замена пациента. И если мы берем манекен робота, едем в лечебное учреждение, работаем с врачами именно этого медучреждения на их площадях, с их оборудованием, моделируем ситуацию, например, как в приемном покое пациенту стало плохо. И дальше развиваем этот сценарий с подключением всех бригад и специалистов, как это было бы в реальности – это совершенно другое дело.   Медицинские роботы могут коммуницировать, они рассказывают, что их беспокоит, что с ними случилось, полностью воспроизводят физиологию. То есть врач видит, что пациент моргает, дышит, значит, что он живой. И в какой-то момент... в соответствии с программой тренинга робот-пациент вдруг на фоне полного благополучия теряет сознание, и врачи должны тут же среагировать - он просто потерял сознание или у него развилась клиническая смерть и так далее? И все это в реальных условиях стационара. И дальше отрабатываются алгоритмы действий - кого будет звать врач или медсестра, через какое время придет бригада, что он должен успеть за это время сделать. При этом сама больница продолжает работать в обычном режиме. Сценарии может отрабатывать в приемном покое, в палате, в процедурной… И вот отработка именно навыков оказания помощи в экстренных ситуациях – это то, что наиболее важно. В привычной работе врач всегда знает, сколько у него времени уходит на стандартные процедуры, а вот когда что –то идет не так, и возникает экстренный случай – вот тут важны навыки, которые врач не должен терять. Не так часто бывают и клинические смерти, и развитие каких-то состояний. Допустим, в отделении хирургии редко бывает коронарный синдром, острый коронарный синдром. А такие тренинги дают возможность не забывать эти важные практики и все время поддерживать себя в форме.

У себя в Курске мы проводили тренинг для станции скорой помощи, в котором участвовали 35 бригад, отрабатывали сценарий с массовым ДТП. Мы увидели, как реально работает каждая бригада - слаженность, взаимодействие внутри бригад, между бригадами, выявили системные ошибки – например, что часть бригад не выполняет какую-то манипуляцию или выполняет ее с отсрочкой. Да, это не критические несоответствия, они не приведут к ухудшению состояния пациента, но их устранение позволяет оптимизировать работу и, соответственно, улучшить качество познания медицинской помощи. То есть работа будет гораздо быстрее, а иногда буквально минута-секунда имеет значение»

Татьяна Заболотских, ректор Амурской ГМА:

«Симуляционное оборудование   есть во всех вузах страны сейчас, важно, чтобы оно работало эффективно, и мы показываем, что это действительно возможно. Конечно, медицинские роботы стоят дорого, на оснащение выделяет средства Минздрав России, ведь это вложение в подготовку врачей и улучшение качества оказания медицинской помощи. Мы конечно мечтали бы внедрить в своем центре очень много нового оборудования, начиная с VR-технологий. Но полностью переходить на виртуальную реальность и заменять ей общение с пациентом не стоит. Врач должен уметь делать своими руками манипуляции, не терять этот навык. Для диагностики, например, это хорошо, для сосудистых операций, а вот для отработки той же самой реанимации и экстренной помощи - не всегда. Важна цель, какую мы хотим достичь. Поэтому тренинги и обучение с использованием медицинской симуляции – это наш сегодняшний день, наша ежедневная работа».