В аккредитационно-симуляционном центре Амурской ГМА идут экзамены

21.07.2022

В аккредитационно-симуляционном центре Амурской ГМА идут экзамены
Накануне первичную специализированную аккредитацию проходили те, кто завершил обучение в ординатуре, и те врачи, кто решил освоить новую специальность или возвращается в профессию после перерыва и должен подтвердить квалификацию.
Сергей Ходус, руководитель аккредитационно-симуляционного центра, заведующий кафедрой анестезиологии, реанимации, интенсивной терапии и скорой медицинской помощи Амурской ГМА, рассказал, что на базе центра могут принимать испытуемых из любого региона России.
В нашей стране существует единая система допуска к медицинской деятельности. Помимо получения диплома каждый выпускник должен получить допуск к профессиональной деятельности. Его выдает уже не вуз, а профессиональное медицинское сообщество.
«Мы как вуз обеспечиваем техническую и методическую сторону аккредитации, а прием заявлений, оценка и выдача допуска к медицинской деятельности – задача аккредитационной комиссии, которая не имеет никакого отношения к вузу. Это необходимое условия для обеспечения объективности оценки», - рассказал Сергей Ходус.

Татьяна Уткина в качестве председателя аккредитационной комиссии специалистов с высшим медицинским образованием работает четвертый год. Она отметила, что смысл такой аккредитации в том, что «врачи допускают врачей». В комиссию могут быть включены те медики, кто работает по специальности более пяти лет и входит в некоммерческие профессиональные объединения. Списки утверждает региональная медицинская палата, затем национальная медицинская палата и Минздрав России. Таким образом, в состав комиссии отбирают независимых представителей профессионального сообщества.

Экзамен проходит в два этапа – решение ситуационных задач и демонстрация практических навыков. Для врачей – акушеров-гинекологов это пять навыков. Участник экзамена должен решить задачи и в каждом навыке набрать не менее 70 процентов от чек-листа. Все оценочные параметры разработаны Федеральным методическим центром аккредитации совместно с Министерством здравоохранения России.

«Когда в 2017 году мы начали работать по этой системе, то сдавали первичную аккредитацию только выпускники вузов. Это было необходимым условием поступления в ординатуру. В нашей академии это два факультета – лечебное дело и педиатрия, - говорит председатель комиссии Татьяна Уткина. - С 2018 года добавилось 12 врачебных специальностей. А с 2020 года такую аккредитацию проходят все. По номенклатуре Минздрава сейчас в России существует более 90 врачебных специальностей. И у нас более трети из них могут пройти аккредитацию. Для такого небольшого региона с низкой плотностью населения это очень солидный показатель. В последнее время требования к испытуемым стали еще более серьезными. Раньше из пяти навыков можно было набрать 70 процентов от чек-листа - то есть два-три навыка можно было делать хорошо, остальные похуже. Сейчас за каждый нужно получить не менее 70 процентов - и задачи решить не хуже, чем на 70 процентов, на каждый навык. Минздрав относится к этому все строже. Я считаю, это справедливо. Например, как можно навык «Реанимация» выполнить на 50 процентов? Либо ты его сделал на 100 процентов, и у тебя успех или нет. Стресс во время аккредитации – тоже часть экзамена. Такой же стресс испытает врач и в реальной ситуации в родильном или операционном зале и должен действовать четко и грамотно. Он должен просто на уровне рефлекса все сделать правильно».
Как отметили эксперты, не все экзаменуемые проходят аккредитацию с первого раза, что связывают отчасти с последствиями пандемии, когда вузы перешли на дистанционный формат обучения, и у многих просто не было возможности наработать навыки на практике. Это относится к частным образовательным организациям, где врачи получают новую специальность. В том случае, если они не могут сдать экзамен, они остаются в своей старой профессии, пока не получат допуск к новой специальности.

Эксперт Наталья Кривощекова, заместитель главного врача Благовещенской клинической больницы по акушеству и гинекологии, второй год работает в составе комиссии на одной из «станций» – точек демонстрации отработки практических навыков. Она отметила, что при сдаче экзамена эксперты обращают внимание на правильность оказания помощи.
«Здесь ставятся клинические ситуации, и учащиеся должны показать, как они с этими ситуациями справятся. Есть речевой модуль. Надо не просто показать, но и проговорить правильность и очередность своих действий. То есть в данном случае мы оцениваем, насколько четко и грамотно врач работает с пациентом в родильном зале», - уточняет Наталья Кривощекова.

Среди испытуемых - Татьяна Хлебникова, врач – акушер-гинеколог, училась в Амурской медицинской академии и окончила здесь ординатуру. Она приехала в Благовещенск 8 лет назад с Сахалина по целевому набору. «Аккредитацию я проходила впервые, в прошлом году не получилось из-за пандемии. Это интересно и сложно, - говорит Татьяна. - Конечно, к экзаменам готовишься, но все равно играет роль стрессовый фактов, эмоции. Я считаю, это важный этап, он позволяет нам самим оценить свои знания. Думаю, что мы все хорошо справились, я надеюсь на высший результат».

Руководитель аккредитационно-симуляционного центра Амурской ГМА Сергей Ходус отметил, что сейчас принимают участие в испытаниях выпускники вузов Владивостока, Хабаровска и нашей Академии.
«В этом месяце будет проходить 70-80 выпускников ординатуры, часть будет сдавать экзамен в сентябре. Порядка 250 человек – выпускники специалитета нашей академии уже прошли аккредитацию, - пояснил он. – Подобные центры существуют в каждом медицинском вузе нашей страны. Но наш - единственный на Дальнем Востоке центр высшего уровня, который аккредитован Всероссийской общественной организацией РОСОМЕД. У нас есть полный набор технического и симуляционного оборудования, которое позволяет обеспечить процедуру первичной аккредитации по педиатрии и лечебному делу, а также первичной специализированной аккредитации порядка 50 врачебных специальностей».