От виртуального пациента к реальному

13.11.2019

От виртуального пациента к реальному

В этом году в аккредитационно-симуляционный центр медицинской академии поступило несколько новых симуляторов, в том числе по отработке навыков в лапароскопии и гистероскопии. Они уже введены в эксплуатацию и на них обучаются врачи акушеры-гинекологи, хирурги, урологи. Это высокотехнологичные симуляторы, которые полностью имитируют малоинвазивные оперативные вмешательства, включенные сегодня в перечень профессиональных стандартов Министерства здравоохранения РФ для всех хирургических специальностей. «Исходя из этого перечня, мы ориентируемся на потребности нашего региона: на каких тренажерах и симуляторах и каких специалистов необходимо учить, чтобы повысить их профессиональный уровень, - поясняет Сергей Васильевич Ходус. - Польза от тренажеров огромная - с их помощью обучающиеся осваивают самые современные методы диагностики и лечения. А значит, повышается уровень качества оказания медицинской помощи населению, ее доступность»
В аккредитационно-симуляционный центр Амурской ГМА поступили новые высокотехнологичные тренажеры и симуляторы, с помощью которых студенты и практические врачи могут освоить гораздо больший спектр навыков диагностики и лечения больных. А значит, повышается уровень качества оказания медицинской помощи населению, ее доступность. «Вот это наш «виртуальный пациент», - показывает на внушительный по своим размерам монитор с сопутствующим оборудованием Александр Завьялов, инженер аккредитационно-симуляционного центра. – Работа с ним – своеобразный квест. Обучающийся заходит в программу под своим аккаунтом, выбирает нужное ему занятие и работает с пациентом, который появляется на сенсорном экране. Он «входит» в кабинет врача, «садится» напротив. Это может быть кардиологический больной, пульмонологический, урологический – любой, с которым обучающийся общается посредством мини-чата. На мониторе появляется информация о данном пациенте: возраст, пол, профессия, семейное положение, температура тела, дыхание, пульс и другие параметры. Он здоровается с врачом, отвечает на вопросы, озвучивает жалобы…»
Как рассказал Александр Андреевич, врач не только выслушивает пациента, делает необходимые записи в истории его болезни, но и может провести визуальный осмотр, попросить показать язык, «помять» живот, то есть провести его пальпацию или щитовидной железы, водя руками по экрану… Может послушать сердце и услышать его работе через динамик. «Бумкает по-настоящему!» – с улыбкой замечает инженер.
В общем, на экране монитора обучающийся может выполнить все необходимые ему обследования, провести аускультацию, перкуссию и прочее, чтобы выставить пациенту правильный диагноз и назначить соответствующее лечение.
«На виртуальном пациенте можно отработать любые наиболее часто встречаемые патологии со стороны различных органов и систем, – говорит руководитель аккредитационно-симуляционного центра Сергей Ходус. – По сути, это игра, где все как в реальной ситуации в поликлинике. Только в конце каждого занятия компьютер беспристрастно выставляет студенту или врачу, повышающему свою квалификацию, объективную оценку за все совершенные им действия с виртуальным пациентом. И это уже не игра. Потому что, работая на данном оборудовании, обучающиеся приобретают необходимые знания, опыт, навыки, которые, конечно же, необходимы ему в профессии».
Еще недавно больные для получения некоторых видов высокотехнологичной медицинской помощи, в том числе малотравматичной, ехали если не в центральные клиники страны, то в областной центр уж точно, а сегодня они могут получить ее в городской или районной медицинской организации. Главное, подчеркивает Сергей Ходус, чтобы там было современное медицинское оборудование, а навыкам работы на нем специалистов научат в аккредитационно-симуляционном центре медакадемии – здесь для этого все имеется. Недавно поступил еще один новый симулятор, на котором можно отрабатывать навыки проведения трех манипуляций: бронхоскопии, гастроскопии, колоноскопии. Кстати, у этого тренажера есть и обратная связь: «пациент», при проведении, к примеру, гастроскопии, кашляет, давится слюной, сопротивляется… Все, как в реальной жизни.
Что еще немаловажно, этот тренажер отечественного производства. Специалисты отмечают его качество, простоту в управлении и соответствие всем необходимым требованиям. «У нас уже есть оборудование этого завода, и оно себя хорошо зарекомендовало», – отметил руководитель симцентра.
Благодаря выделенным целевым федеральным средствам, в последнее время значительно улучшилась материальная база аккредитационно-симуляционного центра. Но, тем не менее, подчеркивает Сергей Ходус, ни один тренажер не может заменить настоящего пациента.
«Впрочем, к этому никто и не стремится: студенты должны учиться общаться с больными в поликлиниках, стационарах,- сказал Сергей Васильевич. - Польза от тренажеров в другом. Простой пример. За 10 дней прохождения какого-то цикла обучения невозможно увидеть и показать обучающимся весь спектр необходимых патологий – таких пациентов на тот момент может просто не быть. Но даже если они и есть, не каждый согласится, чтобы его «изучали» студенты, проводили какие-то манипуляции и так далее. Поэтому тренажеры позволяют расширить обучающемуся спектр компетенций без вреда и неудобств пациенту. К примеру, освоить любые навыки оказания первой врачебной помощи при критических состояниях, что нереально осуществить на живом пациенте практически (теоретически-то это все пройдено на занятиях!) А сейчас, благодаря тренажерам и симуляторам, можно всему этому и многим другим навыкам обучить и студентов, и докторов, повышающих свою квалификацию».
Кстати, на этом поставки текущего года еще не завершены, в аккредитационно-симуляционном центре ждут новых поступлений современного оборудования. В том числе еще одного робота-симулятора пациента нового поколения. С его помощью будут отрабатываться навыки оказания пациенту неотложной, экстренной медицинской помощи, а также методы проведения анестезиологического пособия и режимы работы наркозно-дыхательной аппаратуры.